Цепочки поставок рушатся, компании сталкиваются с банкротством и массовой безработицей. Covid-19 спровоцировал глобальный финансовый кризис и вынуждает государства разрабатывать пакеты спасательных мер в масштабах, невиданных ранее. Кроме того, кризис поставил под сомнение гегемонию доллара США и может пересмотреть мировую валютную систему. Команда исследователей из Института перспективных исследований в области устойчивого развития (IASS) разработала четыре сценария, которые показывают, как политические решения будут определять посткоронный мир.
Научные сценарии стали важным инструментом для лиц, принимающих политические решения, поскольку они борются с пандемией Covid-19. Разработанные исследователями модели коронного кризиса, предсказывающие шокирующую заболеваемость и смертность, убедили правительства всего мира принять строгие меры по ограничению и свести экономическую активность к минимуму. Масштабы этого решения в настоящее время становятся все более очевидными. Принятые меры вызвали глобальный экономический и финансовый кризис, который затрагивает как промышленно развитые, так и, в еще большей степени, развивающиеся страны, ставя под угрозу усилия по достижению целей Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития. Правительства, борющиеся с этим кризисом, сталкиваются с беспрецедентными проблемами.
В сотрудничестве между IASS, Гарвардским университетом и Бостонским университетом группа исследователей во главе со Штеффеном Мурау, Джо Рини и Армином Хаасом разработала инновационную политико-экономическую методологию для изучения воздействия глобальных экономических и финансовых кризисов, вызванных такими событиями, как пандемия Covid-19 о мировой валютно-финансовой системе. Их результаты были недавно опубликованы в журнале институциональной экономики.
Пандемия Covid-19: поворотный момент в мировом экономическом порядке?
В начале своего исследования исследователи изучили динамику, лежащую в основе развития мировой валютно-финансовой системы в последние десятилетия. Команда определила две тенденции, которые имеют ключевое значение в этом контексте: во-первых, хотя доллар США является центральным элементом глобальной финансовой системы, значительная доля этой валюты в настоящее время создается частными финансовыми институтами за пределами США и, таким образом, за пределами США. контроль над центральным банком США, Федеральным резервом (ФРС). Это происходит, например, когда банки за пределами США создают депозиты, выдавая кредиты в долларах США для финансирования торговли в рамках глобальных цепочек поставок. Исследователи называют это «созданием оффшорного доллара». Во-вторых,
В случае сложных и приватизированных структур, таких как оффшорная валютно-финансовая система, основанная на долларах, кризисы являются ключевыми факторами изменений. Именно в эти моменты лица, принимающие политические решения, закладывают основу для будущих событий. Мировой финансовый кризис 2007 — 2009 гг., Обострившийся после краха американского инвестиционного банка Lehman Brothers, стал одним из таких моментов. Этот кризис начался в теневой банковской системе и по сути был банком, работающим на оффшорных долларах и теневых деньгах. Массовая потеря доверия в этом кризисе может быть смягчена только путем введения институциональной инновации: новой формы сотрудничества между центральными банками стран G7 — так называемых «линий обмена»
«В сегодняшней глобальной долларовой системе линии свопов в долларах США Федеральной резервной системы являются основной защитной сеткой», — объясняет Штеффен Мурау, который исследовал эту проблему сначала в IASS, а затем в Гарвардском и Бостонском университетах. «Европейский центральный банк является наиболее важным партнером Федеральной резервной системы в этой области. В период кризиса ЕЦБ может одолжить доллары США у ФРС и затем передать их в качестве кредитов банкам еврозоны. Важнейшим вопросом для будущего Глобальная система доллара США — насколько надежной окажется эта система безопасности».
«Пандемия Covid-19 спровоцировала новый глобальный кризис, масштабы которого мы пока не можем предвидеть», — говорит Армин Хаас, руководитель исследовательской группы в МАСС. «Как лица, принимающие политические решения, реагируют на этот кризис, имеют решающее значение для будущего развития глобального экономического порядка. Covid-19 также является кризисом мировой валютно-финансовой системы, основанной на оффшорных долларах».
Этот аспект был предметом исследований в IASS с 2017 года: «В нашем исследовательском проекте мы изучали сценарии как с системными кризисами, так и без них, и разработали четыре альтернативных сценария», — объясняет Хаас. «В этих сценариях рассматриваются возможные события в течение следующих двух десятилетий, и в свете разворачивающейся пандемии Covid-19 уже оказываются весьма актуальными для политиков».
Четыре сценария развития мировой финансовой системы в 2040 году
Исследователи исследуют четыре возможных пути развития в своем анализе. Первые два предполагают, что финансовая система продолжает развиваться — разрешать кризисы с помощью инструментов существующей системы, почти так же, как это произошло в 2008 году. Другие два исследуют возможные события, вызванные крахом системы, которую ФРС не смогла предотвратить.
Анализ исследует следующие четыре сценария:
- продолжение нынешней гегемонии доллара США;
- сосуществование конкурирующих денежных блоков;
- появление международной валютной федерации; или
- международная валютная анархия.
В сценарии «обычный бизнес» (1) гегемония доллара США сохраняется, и США сохраняют свою роль центрального стабилизирующего фактора в финансовой системе. В этом сценарии Трампизм и его политика «Америка прежде всего» оказываются преходящими. Еврозона, тем временем, остается в отставке от столь необходимых реформ, и Китаю не удается утвердить себя в качестве конкурирующего финансового центра.
«Нынешний кризис Covid-19 оказывает чрезвычайное давление на глобальную приватизированную систему долларов США. Но интервенции Федерального резерва в марте и апреле на некоторое время стабилизировали систему, позволив ей продолжать идти по пути развития. Федеральный резерв де-факто действует как глобальный центральный банк де-факто », — говорит Штеффен Мурау. «Еврозона, с другой стороны, находится в неспокойных водах. Еще раз, проблема еврооблигаций ставит ЕС под испытание и выявляет пропасть между реальностью и европейскими стремлениями усилить международную роль евро».
Напротив, второй сценарий предусматривает создание конкурирующих валютных блоков, при этом ЕС и Китай становятся двумя значительными конкурентами США. В этом сценарии последний больше не является гарантом глобальной стабильности, в то время как Еврозона успешно преодолевает свой дефицит, а Китаю удается интернационализировать свою валюту, юань. Эти события приводят к дальнейшему регионализму мировой торговли и финансовой системы.
«Пандемия обнажает недостатки американского государства всеобщего благосостояния. Развал экономики США может ослабить геополитическое положение Соединенных Штатов в среднесрочной перспективе. С другой стороны, у Китая есть преимущество, когда дело доходит до преодоления последствия пандемии и могут использовать это в своих интересах в торговой войне, которую открыл Трамп », — объясняет Мурау.
В третьем (революционном) сценарии Федеральная резервная система оказывается неспособной противостоять глобальному кризису, а глобальная система доллара США рушится в ряде дефолтов и банкротств ведущих частных финансовых учреждений. Однако сценарий предполагает, что G20 преуспевает в создании альтернативной глобальной валютной системы в разгар кризиса; система, построенная не вокруг единой национальной валюты, а вокруг международной организации. В этом сценарии международная валютная иерархия изменилась, и области национальной валюты теперь работают рядом друг с другом. В ЕС государства-члены вновь вводят свои прежние валюты, но сохраняют евро в качестве региональной наднациональной расчетной единицы. Создание оффшорных кредитных денег полностью отменено. В то время как теневые банки продолжают работать в некоторых штатах,
«Усилия ФРС по спасению противоречат политике администрации Трампа, которая, вероятно, еще не осознала масштаб этих вмешательств. Вопрос в том, сможет ли ФРС поддерживать этот уровень обязательств в среднесрочной перспективе, особенно в случае Переизбрание Трампа. Не исключено, что череда обстоятельств может привести сеть свопов ФРС к критической точке — событие, которое было бы сопоставимо с отменой Банком Англии золотого стандарта в 1931 году », — говорит Армин Хаас. «Естественно, в нашем третьем сценарии есть некоторая доля либеральной утопии. Однако предложения о такой системе существуют в различных формах как минимум 150 лет».
В четвертом сценарии, после краха существующей системы, основанной на создании частного оффшорного доллара, усилия G20 по созданию альтернативного основателя валютно-финансовой системы в конечном итоге потерпят неудачу. Вместо этого царит международная валютная анархия. Как следствие, международная платежная система становится все более ненадежной, международные цепочки создания стоимости разрушаются, и бартерные соглашения становятся обычным явлением в международной торговле. Результат: тяжелая глобальная депрессия, которая вынуждает государства экспериментировать с различными институциональными механизмами, чтобы решать проблемы. Эти эксперименты закладывают основы для разработки новой системы в какой-то момент в будущем.
«Это единственный сценарий, в котором криптовалюты имеют не только предельное значение», — говорит Джо Рини, который ранее работал в финтех-секторе. «На наш взгляд, сильная зависимость от глобальной системы долларовых путей делает маловероятным, что криптовалюта станет реальной альтернативой — если, конечно, нынешняя система не развалится. Криптовалюты в значительной степени игнорировались в контексте Covid- 19 Кризис и до сих пор не удалось извлечь из него выгоду. Но это может быстро измениться в случае неконтролируемого системного коллапса».
Наметить курс для преобразования к устойчивости
«Наши сценарии не предназначены для точного предсказания будущего, а также не являются нормативными оценками или институциональными проектами», — объясняет Армин Хаас. «Они экстраполируют существующие тенденции и создают пространство возможностей, в котором мы можем исследовать развитие международной валютной системы по различным направлениям развития вплоть до 2040 года».
«Идеи, представленные в этих сценариях, уже обсуждаются в экспертных кругах. То, что мы сделали, — это связали эти идеи с политическими и экономическими путями развития и подчеркнули центральную роль теневых банков и создания оффшорных денег», — говорит Хаас. «Эти сценарии подчеркивают решающую роль Федерального резерва США как кредитора последней инстанции для мировой долларовой системы и его способность справляться с кризисом».
Разработка сценариев изучения будущего международной валютно-финансовой системы согласуется с миссией МАСС по анализу и поддержке глобальных преобразований в направлении обеспечения устойчивости. «Изучение последствий различных сценариев для экологической трансформации наших обществ является неотъемлемой частью нашей исследовательской программы». В конце концов, «финансирование переходов к устойчивости будет обеспечиваться либо через глобальную финансовую систему, либо не будет», — говорит Армин Хаас. «Усилия по созданию устойчивой и благоприятной для климата глобальной экономики не могут быть успешными при отсутствии функционирующей глобальной валютно-финансовой системы».
Источник истории:
Материалы предоставлены Институтом перспективных исследований в области устойчивого развития (IASS) . Примечание: содержание может быть отредактировано по стилю и длине.
Ссылка на журнал :
- Штеффен Мурау, Джо Рини, Армин Хаас. Эволюция оффшорной системы США-доллар: прошлое, настоящее и четыре возможных варианта будущего . Журнал институциональной экономики , 2020; 1 DOI: 10.1017 / S1744137420000168