Более высокие устремления ведут к более высоким достижениям. По крайней мере, это верно в контексте образовательных и профессиональных устремлений, как показало новое исследование, в соавторстве с экономистом доктором Рето Одерматтом из Базельского университета. Однако нереально высокие устремления в подростковом возрасте могут негативно сказаться на благополучии во взрослом возрасте.
За последние несколько лет социальная мобильность между поколениями стала важной темой политического дискурса во всем мире. Многие возможные факторы, которые мешают детям двигаться дальше по социальной лестнице, чем их родители, уже исследованы, такие как финансовые ресурсы, система образования и генетика. Д-р Рето Одерматт (Базельский университет) и профессор д-р Варн Лекфуангфу (Университет Карлоса III в Мадриде) провели исследование, чтобы изучить влияние карьерных устремлений на социальную мобильность и удовлетворенность жизнью в более позднем возрасте. Результаты опубликованы в журнале European Economic Review .
Образовательные и профессиональные устремления являются важными предикторами карьерного успеха
Основой для исследования является набор данных, который отслеживает жизнь более 17 000 человек в Великобритании, родившихся в одну и ту же неделю в 1958 году, и продолжает собирать данные по сей день. Среди прочего, набор данных собирает информацию об окружающей среде детства каждого человека, профессиональном и финансовом опыте их родителей, способностях участников, их стремлениях в юности, их роде занятий и их благополучии во взрослом возрасте.
Таким образом, авторы исследования знают не только юношеские карьерные устремления участников, но также их обстоятельства и занятия в более позднем возрасте. «Эта база данных уникальна. У нас нет ничего подобного в Швейцарии. И, хотя в Великобритании есть свои особенности, при анализе этих данных фундаментальные выводы можно применить и к Швейцарии», — говорит Одерматт.
Авторы используют эту базу данных для изучения того, как стремления детей и молодых людей влияют на их дальнейшую жизнь. Как далеко они продвинулись в своем образовании? Каковы были их фактические результаты на рынке труда, т. е. какую наиболее престижную работу они занимали в течение своей трудовой жизни? Они определили, что образовательные и карьерные устремления участников в подростковом возрасте, наряду с когнитивными навыками, были одними из наиболее важных предикторов их дальнейшего успеха в образовании и карьере. Это указывает на то, что амбициозные карьерные цели побуждают людей больше инвестировать в свой будущий карьерный успех.
Социальное неравенство уже заметно в карьерных устремлениях
Обратное также имеет место: неамбициозные карьерные устремления могут быть важным объяснением ограниченной социальной мобильности. Исследование показало, что у молодых людей, чьи родители были менее образованными, действительно были менее амбициозные карьерные цели. «Это не может быть объяснено исключительно различиями в доходах семей или способностях участников. Скорее, неравенство, кажется, начинается на раннем этапе, с самими их устремлениями», — рассуждает Одерматт. Таким образом, хотя социальное неравенство было бы менее выраженным, если бы молодые люди осуществили свои мечты, оно не исчезло бы.
Родительские устремления в отношении школы и карьеры их детей особенно сильно влияют на то, как далеко ребенок стремится зайти. Таким образом, менее амбициозные карьерные цели являются частью объяснения ограниченной социальной мобильности. «Мы не ожидали, что стремление родителей к своим детям будет иметь такое сильное влияние», — говорит экономист.
Обратная сторона «мечтать по-крупному»
Помимо потенциально положительного влияния «мечтать о большом», амбициозные цели также могут привести к разочарованию. Данные показывают, что на удовлетворенность жизнью в раннем взрослом возрасте негативно влияет, если люди достигают меньшего, чем они стремились, когда были моложе. Однако эти негативные последствия исчезают в более позднем периоде их трудовой жизни. Если они потом действительно достигают большего, чем то, к чему стремились, то возникает положительная корреляция с самочувствием, что оказывает большее влияние, чем в более молодом возрасте. «Тот факт, что мы смогли показать, как подростковые устремления влияют на удовлетворенность жизнью гораздо позже, является одной из сильных сторон исследования», — говорит Одерматт.
Выводы, касающиеся актуальности стремления к успеху как в школе, так и в трудовой жизни, дают возможность уменьшить социальное неравенство. Политические меры, направленные на повышение ожиданий, особенно среди детей из неблагополучных семей, могут существенно повлиять на их шансы на социальное продвижение.
«Это означает, что мы не должны полностью оставлять родителям возможность влиять на карьерные устремления детей; здесь может вмешаться школа», — отмечает Одерматт. Педагогический коллектив мог бы активно знакомить подростков с профессиями, которые соответствуют их способностям. Это может побудить их выйти за пределы собственных горизонтов. Ведь, как говорит экономист, взгляд человека на мир часто сильно определяется его окружением.
Тем не менее результаты исследования позволяют предположить, что такие меры могут быть палкой о двух концах: амбициозные карьерные цели могут быть мотивирующими, но могут и привести к разочарованию. Это делает ключевой задачей не просто максимизировать мечты молодых людей, но и оптимизировать их, говорит ученый.